Общая и специальная дисциплинарная ответственность

Государство, возлагая на работников определенные обязанности и наделяя их соответствующими правами, устанавливает ответственность за невыполнение этих обязанностей и незаконное использование предоставленных прав.
Как уже отмечалось, в трудовых отношениях за совершение противоправного деяния (дисциплинарного проступка) наступает дисциплинарная ответственность, под которой общепринято понимать обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное, противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей.
Дисциплинарная ответственность, как и любая другая, реализуется в рамках охранительных правоотношений. С учетом характера установленных государством санкций, а также субъектов, которые несут ответственность, в трудовом праве различают общую и специальную дисциплинарную ответственность.
Общая регулируется Трудовым кодексом РФ и распространяется на всех работников организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Виды дисциплинарных взысканий, которые работодатель вправе применять за нарушение дисциплины труда, указаны в ст. 192 ТК РФ. К ним относятся:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнения по соответствующим основаниям.
Перечень этих взысканий является исчерпывающим. Это означает, что применение другого дисциплинарного взыскания, не указанного в Трудовом кодексе РФ, является незаконным.
Незаконным будет, например, перевод работника на нижеоплачиваемую работу в порядке дисциплинарного взыскания или взимание с него за совершение дисциплинарного проступка штрафа, понижение разряда, классности и т.д. Право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных ст.192 ТК РФ принадлежит работодателю, который должен учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), предшествующее поведение работника, его отношение к труду .
Под специальной дисциплинарной ответственностью необходимо понимать совокупность правовых норм, определяющих обязанность специальных субъектов трудового права понести меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные соответствующим специальным трудовым законодательством.
Специальная ответственность отличается от общей, главным образом, кругом лиц, на которых распространяется, а также видами дисциплинарных взысканий и обусловлена спецификой отдельных отраслей деятельности и трудовых функций, выполняемых некоторыми категориями работников (работниками транспорта, работниками прокуратуры и т.д.). Данная дисциплинарная ответственность устанавливается законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине отдельных категорий работников.
Специальная дисциплинарная ответственность установлена специализированными нормативными актами, которые могут действовать как наряду с Трудовым кодексом РФ, так и без учета его положений. Такая ответственность установлена федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине работников в отдельных отраслях экономики, а также в сфере управления.
Согласно ч. 5 ст. 189 ТК РФ, для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.
Представляется, что общая дисциплинарная ответственность отличается от специальной дисциплинарной ответственности по следующим критериям:
— по составу субъектов;
— по источникам правового регулирования;
— по порядку применения мер дисциплинарной ответственности и снятия взысканий;
— по видам наказания (взыскания);
— по порядку обжалования применённых мер дисциплинарного взыскания.
1. Различия по составу субъектов ответственности.
Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников, которые состоят в трудовых отношениях с работодателем, независимо от организационно-правовой формы существования последнего и формы собственности; специальная дисциплинарная ответственность распространяется только на тех работников, о которых упоминается в специальных нормативно-правовых актах, регулирующих трудовые отношения в отдельных отраслях экономики и управления.
2. Различия по источникам правового регулирования.
Общая дисциплинарная ответственность устанавливается исключительно действующим Трудовым кодексом РФ; специальная дисциплинарная ответственность устанавливается специальными нормативными актами: уставами, положениями, либо иным специальным законодательством.
3. Различия по порядку применения мер дисциплинарной ответственности и снятия взысканий.
Общая дисциплинарная ответственность налагается лицом, которое обладает правом приёма на работу и увольнения в отношении конкретного работника; специальная дисциплинарная ответственность предполагает, что дисциплинарные взыскания вправе налагать неоднородные категории руководителей.
4. Различия по видам наказания (дисциплинарного взыскания).
Общая дисциплинарная ответственность подразумевает исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям); специальная дисциплинарная ответственность предусматривает намного более широкий юридический состав дисциплинарного проступка, более широкий перечень дисциплинарных взысканий.
5. Различия по порядку обжалования применённых мер дисциплинарного взыскания.
Общая дисциплинарная ответственность характеризуется такими способами защиты собственных прав, как обжалование действий работодателя в органы федеральной инспекции труда, комиссию по трудовым спорам, суд; специальная дисциплинарная ответственность предусматривает обращение к вышестоящему руководителю или органу, а также в суд в соответствии с конституционным правом гражданина.
Все правовые критерии, по которым проводится различие видов дисциплинарной ответственности, тесно взаимосвязаны, и их невозможно рассматривать в отрыве друг от друга.
Как уже отмечалось, виды дисциплинарной ответственности отличаются порядком обжалования наложенных дисциплинарных взысканий.
«Собственно, и законодательство различает общего субъекта дисциплинарной ответственности и специального. Общим считается каждый работник, совершивший дисциплинарный проступок, за исключением тех, кто в силу особых нормативных актов является специальным субъектом» . Определённо, что оба субъекта, как один, так и другой должны в полной мере обладать трудовой правосубъектностью. В юридической литературе называются следующие основания для выделения субъектов специальной дисциплинарной ответственности:
1) особо ответственный характер трудовых функций отдельных групп работников, выполняющих обязанности: а) по руководству организацией, а также по управлению процессами производства в его подразделениях; б) по должностям, замещаемым по выборам и конкурсу;
2) особо вредные последствия дисциплинарных проступков, причиняемые совершением дисциплинарных проступков ведущими категориями работников в отдельных отраслях экономики, где действуют уставы о дисциплине, а также работники учреждений и управленческого аппарата хозяйственных органов.
Субъектов специальной дисциплинарной ответственности, попадающих под действие соответствующих уставов и положений о дисциплине можно разделить на три группы:
— трудовая функция которых связана с основной эксплуатационной деятельностью, например, работники центральных аппаратов министерств, другие работники управленческого аппарата, работники, деятельность которых связана с движением поездов, обслуживанием пассажиров;
— трудовая функция которых не связана с эксплуатационной деятельностью, к ним можно отнести ведущих и старших специалистов структурных подразделений, имеющих отношение к трудоустройству персонала;
— трудовая функция которых непосредственно связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, например, плавсостав водных видов транспорта, машинисты и помощники машинистов на железнодорожном транспорте.
Таким образом, специальных субъектов можно подразделить на две основные группы:
1) субъекты, трудовая функция которых связана с основной эксплуатационной деятельностью;
2) субъекты, трудовая функция которых непосредственно связана с эксплуатацией источников повышенной опасности.
Специальная дисциплинарная ответственность предусматривает ряд более строгих по сравнению с общей дисциплинарной ответственностью мер дисциплинарного взыскания. В некоторых случаях такая ответственность расширяет понятие дисциплинарного проступка.
В порядке примера можно взять ряд специальных нормативных актов, регламентирующих дисциплину труда в организациях отдельных отраслей экономики России. Так, в Положении «О дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» подчеркивается, что оно определяет особые условия соблюдения работниками железнодорожного транспорта дисциплины, поскольку нарушение ее на железнодорожном транспорте создает угрозу жизни и здоровью людей, безопасности движения поездов, сохранности перевозки грузов, багажа и вверенного имущества, а также приводит к невыполнению договорных обязательств. Под действие этого Положения подпадают все работники организаций железнодорожного транспорта, относящихся к государственной собственности Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе и работники центрального аппарата Министерства путей сообщения РФ, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания на железнодорожном транспорте и т.д. В соответствии с п. 14 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта дисциплинарным проступком, за который может быть наложено дисциплинарное взыскание, признается нарушение установленных правил поведения в служебных помещениях организации и не при исполнении трудовых обязанностей. На основании п. 15 указанного Положения за совершение работником дисциплинарного проступка к нему могут применяться, помимо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, следующие виды дисциплинарных взысканий:
а) лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя – удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава — свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины — удостоверения помощника водителя на срок до трех месяцев или одного года, с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок по основаниям и в порядке, предусмотренном п. 16 указанного Положения;
б) освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог, и государственных организаций промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы и сохранности перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества, с предоставлением работы с согласия работника с учетом профессии (специальности);
в) увольнение, кроме случаев, предусмотренных трудовым законодательством, также за совершение работником грубого нарушения дисциплины, создавшего угрозу безопасности движения поездов, жизни и здоровья людей или приведшего к нарушению сохранности грузов, багажа и вверенного имущества.
Перечень грубых нарушений дисциплины, за которые может налагаться указанное дисциплинарное взыскание, и категорий работников, которые могут быть привлечены к этому виду ответственности, утверждается Министерством путей сообщения РФ по согласованию с Центральным комитетом Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России.
Для работников морского транспорта кроме дисциплинарных взысканий, указанных в ст. 192 Трудового кодекса РФ, специальным законодательством предусмотрено еще одно взыскание — предупреждение о неполном служебном соответствии . Оно применяется в следующих случаях:
а) систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя;
б) неоднократного совершения дисциплинарных проступков;
в) нарушений законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.
Иные дополнительные (помимо предусмотренных Трудовым кодексом РФ) дисциплинарные взыскания за нарушение дисциплины труда установлены п. 10 Устава о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии.
Устав, в частности, предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий:
1) предупреждение о неполном служебном соответствии;
2) перевод с согласия работника на другую, нижеоплачиваемую работу или другую, низшую должность на срок до трех месяцев;
3) перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года;
4) освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности);
5) увольнение за однократное нарушение законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии из числа нарушений, предусмотренных ст. 61 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей.
Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-1 (ред. От 02.03.2007) установлена специальная дисциплинарная ответственность для прокурорских работников. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры в силу ст. 40 (п. 2) названного Закона регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации».
Установление особенностей в правовом регулировании труда работников прокуратуры как работников, состоящих в трудовых отношениях с государственными органами и учреждениями, обусловлено спецификой (особенностями) их профессиональной деятельности, которая связана с реализацией функций государства по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также важностью и сложностью задач, стоящих перед работниками прокуратуры, характером служебных обязанностей, возлагаемых на них, и их значимостью в деле социальных и экономических преобразований, проводимых в России. Суть этих особенностей состоит в том, что, с одной стороны, они закрепляют более жесткие требования к работникам прокуратуры, а с другой — устанавливают для них дополнительные по сравнению с Трудовым кодексом РФ льготы и социальные гарантии.
Дисциплинарной ответственности работников прокуратуры посвящена ст. 41.7 указанного Закона, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
строгий выговор;
понижение в классном чине;
лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;
лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;
предупреждение о неполном служебном соответствии;
увольнение из органов прокуратуры.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Как видим, перечень дисциплинарных взысканий, применяемых к работникам прокуратуры на основании указанного специального нормативного правового акта, достаточно широк и во многом отличается от общего трудового законодательства (ст. 192 ТК РФ), уставов и положений о дисциплине, предусматривающих дисциплинарные взыскания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *