Гарантия и гарантийный срок

Любой новый товар проходит определенный начальный период ис­пользования, во время которого могут выявиться его особенности или не­достатки. Для того чтобы этот период прошел менее болезненно для по­требителя, Закон предусматривает право изготовителя (исполнителя) ус­танавливать на товар, кроме сроков службы или сроков годности, гаран­тийный срок. Этот срок можно определить как период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства пе­ред потребителями. Минимальный объем этих обязательств содержится в ст.18 комментируемого Закона.

    Казалось бы, зачем изготовителю принимать на себя дополнитель­ные обязательства? Не проще ли установить минимальный срок, напри­мер, 3-5 дней или вовсе никакого срока не устанавливать? Действитель­но, установление гарантийного срока и определение его продолжительности безусловное право изготовителя, которое, исходя из принципа свободы договора, закрепленного в ГК РФ, не может навязываться законодательно. Практика показывает, что большинство фирм, действующих на российском рынке, все же предпочитают эти сроки устанавливать. И под­талкивают их к этому законы конкуренции.

Многие еще помнят пустые прилавки наших магазинов, когда един­ственным желанием потребителей было «достать» тот или иной товар. Ни о каком выборе не могло быть и речи. Сегодня магазины заполнены това­рами различных фирм, и потребители столкнулись с проблемой выбора. Теперь перед изготовителями и продавцами встала сложнейшая задача — заинтересовать потребителя в приобретении именно его товара, выйти победителем в жесткой конкурентной борьбе.

    Одним из способов привлечь внимание потребителей к товару явля­ется гарантия. Развалившаяся с распадом СССР система гарантийного и послегарантийного обслуживания товаров сделала гарантию одним из важнейших критериев потребительского выбора. Поняв это, многие ком­пании пытаются привлечь потребителей длительным сроком гарантии, либо повышенными обязательствами перед потребите­лями в пределах этого срока.

Сейчас в России продается огромное количество товаров зарубеж­ного производства. Практика показывает, что зарубежные фирмы пред­почитают устанавливать гарантию лишь на те товары, которые реализу­ются в России через дилеров фирмы, однако и здесь действует конкурен­ция. Так, фирма «Филипс» устанавливает всемирную гарантию на свои то­вары. Это означает, что фирма выполнит свои обязательства перед по­требителем независимо от места приобретения товара и его последующе­го нахождения: потребитель может приобрести ее товар, например, в Гер­мании, и «Филипс» выполнит свои обязательства перед ним одинаково — и в России, и в Югославии.

    Рынок диктует свои условия, и наряду с изготовителями в борьбу за потребителей включились торговые компании, которые пытаются при­влечь клиентов, предоставляя им различные дополнительные услуги. И здесь гарантийное обслуживание приобрело довольно широкое распрост­ранение. Закон предоставляет продавцам право установления собствен­ной гарантии. В новой редакции Закона сказано, что продавцы, устанав­ливая гарантийный срок, не связаны минимальным сроком гарантии. Единственным ограничением является срок, установленный изготовите­лем. В случае, если изготовитель вообще не установил гарантийного сро­ка, продавец вправе самостоятельно установить срок любой продолжи­тельности (один день, три года и т.п.). При наличии гарантии изготовите­ля продавец может установить собственный гарантийный срок большей продолжительности. Следует отметить, что взаимоотношения продавца и потребителя в период действия гарантии изготовителя регулируются ст.18 Закона «О защите прав потребителей». За пределами этого срока (в период действия гарантии продавца) взаимоотношения сторон устанавливаются  гарантийным договором.  За заключение такого договора прода­вец вправе установить дополнительную плату.

    Рассмотрим пример. В магазине были приобретены два мебельных гарнитура. На один из них была установлена гарантия производителя -12 месяцев. На другой гарантийного срока установлено не было. Продавец при продаже мебели установил свою гарантию — 18 месяцев (на оба гарнитура, оговорив однако, что гарантия дает право требовать только безвозме­здного устранения недостатков, а при невозможности этого — замены некачественного элемента гарнитура. Через восемь месяцев в проданных наборах мебели были обнаружены существенные недостатки. В обоих случаях было предъявлено требование о замене мебели. Поскольку в первом случае еще действовала гарантия изготовителя, требование потребителя подлежит удовлетворению. Во втором случае это требование может быть удовлетворено только в том в том случае, если устранить возникший дефект невозможно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *